TFP — что это такое?

ТФП — это творческий союз модели и фотографа. Основа этого союза — работа над созданием фотографии для взаимного удовольствия, для души. Если углубиться в подробности, то при этом модель и фотограф не платят друг другу деньги, а возможные расходы по оплате услуг третьих лиц (аренда студии, визаж и т. д.) делят пополам или по договорённости. TFP в английском варианте расшифровывается как time for print, имеется в виду, что модель тратит своё время ради того, чтобы позже получить от фотографа распечатанные фото с этой фотосессии.

 

С развитием фототехники (а само понятие ТФП родилось более полувека назад) фотопечать отошла на второй план, и теперь модели получают фотографии в электронном виде. Понимая нетерпение модели, я обычно сразу после фотосессии просматриваю результаты и высылаю архивом через сайт-файлообменник все удачные кадры, предварительно их уменьшая и переводя в формат *.jpeg. После просмотра фотографий модель заказывает обработку нескольких понравившихся кадров.

Модель-релиз

Перед фотосессией модель и фотограф должны подписать модель-релиз. Это документ, в котором закрепляются права фотографа на фотографии и всевозможные действия с ними: публикация, продажа третьим лицам, обработка и т. д. Все права на фото, как правило, принадлежат фотографу. Модель, когда сама размещает на сайтах эти фото, должна указать автора и воздерживаться от несанкционированной обработки, отличающейся от авторского замысла.

 

Профессиональным фотографам модель-релиз нужен в том числе для выставления своих фотографий на фотовыставках, печати каталогов и продажи прав на публикацию. Фотограф может разместить их в своём портфолио на фотосайтах, в социальных сетях, но при отсутствии модель-релиза любое коммерческое продвижение фотографии становится невозможным.

Профессиональные фотографы и ТФП

Глубоким заблуждением будет считать, что съёмки ТФП — удел фотографов-любителей. Профессиональный фотограф, который имеет коммерческие заказы, успешно выставляется, но не снимает ТФП — деградирует. ТФП даёт возможность профессионалам развивать технику съёмки, экспериментировать, находить, нарабатывать новые приёмы и возможности. ТФП — источник неповторимой творческой атмосферы, которая ведёт к прорыву, к новым горизонтам и для фотографа и для модели. Почему? Ответ прост. При коммерческой съёмке и фотограф, и модель имеют каждый свой интерес, а в случае ТФП они объединены одной общей целью — сделать хороший кадр.

Взаимопонимание

Чтобы получился хороший кадр, фотограф и модель должны найти друг друга. Как бы ни было неприятно читать эти строки моделям, увы, инициатива должна принадлежать фотографу. Распространённая ситуация: модель настойчиво предлагает себя снова и снова, а фотограф раз за разом отказывает ей. Причин у фотографа может быть сотня. Начиная от творческих и заканчивая личными, семейными обстоятельствами: заболел, затеял ремонт в квартире и т. д. (Впрочем, обратная ситуация также неприемлема: когда фотограф, получив отказ от модели, забрасывает её предложениями фотосессий). Важно понимать: фотограф — всегда ведущий. Именно он должен руководить процессом, строить кадр и получать конечный продукт — фотографию.

 

Модель должна понимать, что она должна соответствовать некоторым требованиям, чтобы находить для себя фотографа. Прежде всего — иметь портфолио, из которого фотограф может точно понять, что данная модель из себя представляет. Если речь идёт о ТФП съёмке, то модель должна понравиться фотографу, так же как и фотограф — модели. Оба должны отдавать себе отчёт, что их степень «продвинутости» может быть разной и учитывать это. Более успешные могут иметь более высокие требования к партнёру, надо это понимать и относится к этому спокойно.

 

Если получилось предварительно договориться, необходимо до начала съёмки познакомиться, пообщаться. Очень важен психологический контакт. Лучше сразу исключить случай, когда при первой встрече в студии понимаешь, что контакта нет и работа не сложится.

 

Моделям полезно разбираться в фототехнике. Если хочется получить для портфолио качественные фотографии, важно поинтересоваться наличием соответствующей аппаратуры у фотографа. Вряд ли фотограф будет пользоваться камерой на мобильном телефоне, но и фирменные фотоаппараты с кропнутой матрицей также могут разочаровать.

 

В свою очередь фотограф должен убедиться, соответствует ли модель своему портфолио: не набрала ли она десятка-другого лишних килограмм, не изменила ли кардинально свою внешность: побрилась наголо или наоборот, заплела сотню косичек и т. д. Учитывать надо любую мелочь, которая может повлиять на выполнение творческой задачи. Не приветствуются, если это не часть образа,  татуировки, неаккуратный маникюр, цветной лак на ногтях (особенно на пальцах ног!), небритые подмышки и сыпь на коже.

После фотосессии

Если знакомство состоялось к обоюдному удовольствию, и фотосессия закончилась, фотограф должен выслать модели фотографии. Фотограф должен понимать, что основа ТФП — получение моделью фотографий в качестве вознаграждения за её работу. Модель, в свою очередь, должна учитывать занятость фотографа и понимать, что наличие коммерческих заказов могут отодвинуть сроки предоставления фотографий. Я обычно буквально на следующий день после фотосессии просматриваю все кадры, отбираю перспективные по резкости и экспозиции, уменьшаю их до 900 — 1200 пикселей по большей стороне, одновременно конвертируя в джипег и архивирую. Затем выкладываю архивы на файлообменник и присылаю ссылку для скачивания модели. Модель или удовлетворяется полученным материалом или просит дополнительно выслать либо обработанный кадр, либо кадр большого размера для последующей печати. Оригинальные файлы я никогда не высылаю. Даже если модели передаётся файл в оригинальном разрешении, он имеет формат джипег.

 

Нельзя не сказать о некоторых этических моментах, связанных с переданными моделям фотографиями. Безусловно, при размещении фотографий на своих страничках в социальных сетях, модели обязаны указывать их автора. Недопустима несанкционированная фотографом обработка его фотографии, а также передача третьим лицам полноформатного образца, предназначенного для печати. Разумеется, никто из фотографов не будет судиться из-за вольного обращения моделей с их работами. Но второй раз сотрудничать с ними не будут, это точно.

 

Хочется пожелать моделям больше интересоваться фотографией, научиться видеть достоинства и недостатки фоторабот. Это поможет им профессионально расти, выбирать себе хороших фотографов и улучшать свои портфолио. Ужасно, когда в портфолио рядом с хорошей фотографией модель размещает убогие фотки. Это говорит о её невежестве и отпугивает фотографов. Хороший фотограф задаёт уровень, ниже которого модель опускаться не должна.

 

В заключении хочу сказать, что я всегда рад творческому сотрудничеству с моделями. Как продвинутыми, так и начинающими. Смелее пишите, будем договариваться о работе. Помните о том, что нам всегда есть чему учиться друг у друга. Замечательный принцип ТФП способствует нашему продвижению вперёд к совершенству.

Приглашаю интересующихся художественной фотографией в паблик вКонтакте.

 

Статьи по теме

О съёмках ню

Я — не модель! Статья для тех, кто боится выглядеть плохо на фото