Тайны профессиональной фотокамеры

С тех пор, как хозяева мобильных телефонов получили возможность делать фотографии хорошего качества, фотографами стали все! Разглядывая фотки в интернете, сделанные профессиональными камерами и цифровыми гаджетами, иной раз сложно понять, что чем снято.
Так для чего нужны профессиональные камеры? Так ли необходимы затраты, в сотни раз превышающие тот минимум, который обеспечит качественную картинку в соцсетях?
Предлагаю разобраться.
Как я неоднократно писал в своих статьях, фотографирует не камера, а объектив. Это действительно так, и я приводил весомые аргументы, например, здесь: http://peterkolchin.ru/articles/fotokamera/. Но и для камер мобильных телефонов сейчас началось производство накладных объективов. Такие неоспоримые преимущества зеркалок, как скорострельность и неприхотливость к освещению, тоже нивелируются последними разработками мобильных производителей…
Лишь один параметр всегда будет отличать зеркальную фотокамеру от мобильной. Это размер прямоугольника (матрицы), куда через объектив попадает изображение в виде лучей света, и где каждая сенсорная точка (пиксель) преобразует свет в электрический сигнал, формирующий цифровой кадр.
Важная деталь – для получения качественного изображения еще большее значение играет размер светочувствительной точки-пикселя, из которых состоит прямоугольник-матрица. От размера пикселя зависит и цветопередача, и глубина резкости, и светочувствительность (а значит, и наличие цветового шума при низкой освещенности). И когда хитрые производители объявляют, что в новой модели камеры достигнуто еще большее количество мегапикселей, это никоим образом не говорит об улучшении качества изображения, ведь площадь прямоугольника не изменилась!
Отсюда вывод – пока мобильные телефоны и цифровые мыльницы будут оставаться компактными устройствами, между ними и зеркалками останется пропасть в реальном качестве изображения.
Самое время задать вопрос: если происхождение фотографий, размещенных в соцсетях, неизвестно – сняты они мобильником, или дорогущей камерой, к чему все эти рассуждения?
Ответ такой: фотография с телефона или мыльницы – это готовый продукт для размещения в соцсетях. Её можно обработать фильтрами и пустить в свободное плавание. А что такое профессиональная фотография?
Снятый профессиональной камерой кадр — еще не фотография, несмотря на то, что его можно посмотреть, оценить композицию и светотеневой рисунок. Этот кадр, имеющий название RAW (т. е. «сырой»), называется так, потому что из него можно приготовить самые разные фотоблюда. Дело в том, что в этом кадре содержится огромное (по сравнению с jpeg-форматом, получаемым с мобильника) количество информации. Он и размер имеет на порядок больший! Мобильную фотографию можно обрабатывать в узком диапазоне, а RAW-формат позволяет, например, высветлять темные места в кадре и проявлять детали в казалось бы пересвеченных белых областях.
Если приглядеться повнимательнее к кадрам в соцсетях, то можно обнаружить на фото те самые качественные признаки, которые говорят об их происхождении. Например, мобильные кадры обладают огромной глубиной резкости: в кадре одинаково резко (или нерезко) всё, и это не всегда благоприятно сказывается на художественном эффекте. Кадр не выглядит объемным. А цифровые зеркалки имеют возможность регулировки глубины резкости. И когда мы видим четкий портрет с красиво «замыленным» задним (и передним) планом, то это однозначно снято не на мобильник. Наличие полутонов, лучшая проработка деталей на фото — всё это признаки зеркальной фотокамеры.
И, наконец, самое главное – размер получаемого кадра. Он пропорционален размеру цифровой матрицы и превышает в несколько раз размер снимков, снятых мобильными устройствами.
В своей работе я использую камеру Nikon-D810. Это как раз тот случай, когда довольствуешься самым лучшим. Лишь несколько цитат из обзоров фототехники:
«D810 – мечта любого фотографа, будь то любитель или профессионал, фанат Никон или нет». «Nikon D810 — современная полнокадровая зеркалка, рассчитанная в первую очередь на тех фотографов, которым нужно бескомпромиссно-высокое качество изображения. Пейзажная, свадебная, рекламная фотография — в этих жанрах отличная цветопередача и высочайшая детализация изображения Nikon D810 особенно пригодятся! Благодаря 36-мегапиксельной матрице без низкочастотного оптического фильтра D810 обеспечивает самую высокую детализацию среди всех цифровых зеркалок».
Именно высокая детализация позволяет печатать качественные снимки огромного размера, использовать их для афиш и постеров с высокой проработкой мельчайших деталей, а также дает неограниченные возможности кадрирования. Т. е. из полученного большого кадра по желанию можно выделить (и вырезать) один или несколько самостоятельных кадров, которые также окажутся отличного качества. Многие мои заказчики-модели подтвердят, что во время сольной съемки для афиш и постеров я предлагал не тратить время на портреты крупным планом, потому что их всегда можно будет получить из качественных поясных или даже ростовых портретов.
Как иллюстрация к сказанному – один и тот же совмещенный кадр из актерского портфолио, снятый у меня в студии. Портрет крупным планом вырезан из большого кадра — поясного портрета — без видимого ухудшения качества.