О съёмках ню

Боюсь показаться банальным, но всё таки скажу, лучший результат получается в том случае, когда ты делаешь свою работу с любовью. Я считаю, что в природе нет ничего прекраснее женского тела. И конечно оно должно быть запечатлено на холсте, в мраморе и на фотографии. Собственно, люди этим и занимались всю историю человечества, начиная с пещерных времён. И хотя с детства нам и показывали мамонтов и антилоп в качестве примеров типичной наскальной живописи древнего человека, я почему-то точно убеждён, что в доисторические времена лучшим рисунком в пещере первобытного человека было изображение женской фигуры, потому что оно было сделано с любовью.

 

Из Википедии: Ню (фр. nu — обнажённый) — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту обнажённого человеческого тела. В большинстве случаев авторы воспевают красоту женского тела.

 

Идея воспеть красоту женского тела приходит в голову почти всем начинающим фотографам-мужчинам. Действительно, чего проще, раздеть и сфотографировать красивую девушку, и шедевр готов! Однако результат обычно недотягивает до ожидаемого. Осознавая, что он может нажить себе врага в лице модели, фотограф предпочитает шедевр стереть или спрятать куда подальше. Постараемся разобраться в причинах.

 

Важно сказать, что здесь и далее изложен мой личный взгляд на некоторые аспекты ню-съёмки, который может не совпадать с мнением коллег.

О технике съёмки обнажённой натуры

Чтобы начать работать в жанре ню, фотограф должен быть уже сложившимся мастером в других жанрах. Он должен уметь работать со светом и иметь представление о композиции в кадре. Как говорил один из моих учителей, Валера Островский, известный жанровый фотограф из Израиля, надо смотреть в видоискатель не как в подзорную трубу, а как на картину, и с композицией всё будет в порядке.

 

Ключевой момент — наличие темы, сюжета съёмки. Можно пойти простым путём: поставить модель на однотонном фоне и выставить выгодный свет. Если свет хороший, а фигура красивая, результат гарантирован. Но лично мне подобные работы кажутся скучными. Когда я вижу на фото красивую девушку на фоне стенки, я воспринимаю эту работу как этюд, как заготовку перед созданием действительно интересного, смыслового произведения. Бывает жаль, когда пар уходит в свисток: время замечательной модели потрачено, а на выходе — скукотища. Смотрите больше фотографий признанных авторов, смелее используйте художественные приёмы: перекличку поз модели с предметами интерьера, контрасты — смысловые и световые. Не стесняйтесь повторять фотографии, которые вам нравятся. В процессе съёмки вы сможете добавитьчто-то от себя.

 

Съёмка ню отличается от всех других жанров тем, что фотограф делает фотографию как бы для модели. Очень важно, чтобы фото понравилось девушке. Далее уже сам фотограф анализирует, насколько удачно лёг свет, красиво ли положение тела, кистей рук и т. д. Одним из показателей классности модели является работа с руками. Если модель самостоятельно не может поставить руки, ей должен помочь фотограф. Как должны выглядеть руки? Поглядите фотографии профессиональных моделей или танцовщиц, и вы поймёте.

 

Важно помнить: руки и ноги модели, которые выглядят естественно при любом угле зрения в повседневной жизни, на плоском фотоизображении могут резать глаз, выглядеть неестественно. Например, когда модель приглаживает волосы, кисть её руки прячется за головой. Всё хорошо, когда смотришь на это «в жизни», но на фото рука выглядит «вросшей» в голову и режет глаз. В этом случае фотограф должен попросить модель немного изменить положение руки, чтобы были видны пальцы или запястье. Сам фотограф при работе на средней дистанции должен снизить точку съёмки до уровня пояса модели, иначе визуально ноги в кадре могут показаться короткими и т.д.

 

Бывает необходимо до начала съёмки дождаться исчезновения на коже следов от белья и облегающей одежды. На это обычно требуется 10–15 минут. Если захочется воспользоваться распылителем, чтобы сфотографировать фактурные капли воды на коже, необходимо предварительно нанести на кожу масло. Важно с маслом не переборщить, т. к. капли воды могут в этом случае мгновенно стечь и не задержаться на коже. Ещё нужно помнить, что распылитель лучше иметь металлический и заряжать его кипятком: вода остынет, не долетев до кожи, а если применять холодную, то запросто можно простудиться: при распылении вода будет ледяная.

 

Перед спуском затвора всегда необходимо внимательно приглядеться к естественному фону. Если модель позирует на фоне дерева, ветки на заднем плане не должны «расти» у неё из головы. То же самое относится к столбам и т. д. Про точку резкости, в большинстве случаев выставленную по глазам модели, думаю, помнят все, даже начинающие. Если в качестве фона используется плоскость (стена или бумага), необходимо отделить модель от фона правильным светом. Световым схемам посвящена отдельная статья.

Важно выделить композиционный центр кадра — модель! Как известно, свои лучшие качества объектив проявляет на открытой диафрагме. Это красивое бокэ, малая глубина резкости… Надо пользоваться этим и снимать модель, выделяя её не только светом, но и контрастом, и резкостью. Старайтесь увеличить расстояние между моделью и фоном, чтобы добиться его размытия при открытой диафрагме объектива. Смелее используйте контровый свет, чтобы на темном фоне обрисовать фигуру модели, а также боковой — чтобы добиться более объемного освещения. 

 
Всё вышесказанное относится к большинству случаев, если только фотограф не ставит себе иные творческие цели. Главное понимать: цель фотографа — не соблюдение правил ради правил, а создание художественного эффекта, когда зритель стремиться задержать взгляд на фотографии, посмотреть на неё снова и снова. Этот эффект может возникнуть и не благодаря, а вопреки всем правилам. Будьте требовательны к себе, дайте вашей фотозаготовке отлежаться, внимательно вглядывайтесь в неё снова и снова, пробуйте разные варианты кадрирования перед тем, как пустить готовую фотографию в свободное плавание.

О психологии съёмки обнажённой натуры

Вы поглядели работы признанных мастеров ню-жанра и решили, что справитесь не хуже. Что дальше? Где искать модель? Можно, разумеется, сразу оплатить услуги профессиональной модели. Фотосессия на 3–4 часа обойдётся в 4–5 тысяч рублей. Но в этом случае вы должны быть готовы к тому, что после 30 минут макияжа у вас будет выставлен свет, готова локация (место съёмки) и выбрана экспозиция (настройка камеры). Вы должны уверенно руководить процессом съёмки. За три часа нужно отснять несколько тем, менять световые схемы, аксессуары одежды модели, предметы локации… Уверен, что с первого раза вряд ли получится. Для начала лучше поискать модель на специальных ТФП-форумах. Самый известный московский сайт, посвящённый ТФП-съёмке — ТФП-форум.  После регистрации вам надо будет выложить для всеобщего обозрения ваше портфолио. Думаю, не нужно говорить, что в портфолио на ТФП-сайте не должно быть пейзажей и натюрмортов. Если вы не имеете достаточного количества приличных фотографий, вряд ли у вас получится сразу договориться насчёт ню-съёмки. Только легкомысленная девушка отважится приехать к незнакомому мужчине, который уверяет, что он фотограф, но не имеет ни фотографий, ни рекомендаций. Кстати, в этом случае уже фотограф должен быть осторожен. Фотоаппаратура стоит денег. Бывали случаи выхода на фотографов грабителей, использовавших подставную модель, как наживку.

 

Если вы доброжелательны, вежливы, коммуникабельны, вы легко найдёте общий язык с моделью и для начала поснимаете портреты на улице, на природе. Выложив десяток красивых фотографий в портфолио, получив несколько положительных рекомендаций, вы сможете открыть свою тему на сайте, в которой пригласите к себе моделей. Например, тему, посвящённую съёмке в белье. К слову, личным сообщением в первую очередь вы можете предложить сняться у вас знакомым моделям, с которыми вы уже поработали над их портретами.

 

Описанный путь является самым надёжным, но для того, чтобы зарекомендовать себя, необходимо несколько месяцев работы. Если хочется ускорить процесс, предложите фотосессию своим знакомым или близким людям. Очень важным является момент доверия. Учитывая, что у вас нет своего портфолио, посвящённого данной теме, девушка должна быть уверена, что не будет выглядеть в неприглядном свете (буквально) и что её фотографии с укороченными неверным ракурсом ногами и складками в ненужных местах из-за неправильного освещения не наводнят интернет. Дополнительным плюс: вам не надо мучиться угрызениями совести из-за того, что приглашённая модель уже потратила своё время, а результат всего мероприятия — под большим сомнением.

 

Приглашая модель на съёмку, вы должны осознавать, что несёте ответственность за её безопасность. Ни в коем случае модель не должна рисковать своим здоровьем и жизнью! Если съёмка проходит на пленере, оценивайте температуру воздуха, советуйтесь с моделью. Разумеется, сам фотограф в день фотосессии не должен быть бациллоносителем, чихать и кашлять в присутствии модели — дурной тон. В этом случае съёмку необходимо отменять. Модель не должна чувствовать морального ущерба, когда, раздеваясь по вашей команде для ню-съёмки, она неожиданно для себя становится объектом наблюдения для посторонних глаз.

 

Если вы арендуете студию, но планируете разделить расходы с моделью, вы должны ещё до встречи оговорить все детали. Помните, что модель никогда не приезжает на съёмку с пустыми руками: обувь, одежда, косметика, аксессуары — всё это имеет вес не только в килограммах, но и в рублях. Чтобы приехать к вам (и уехать!), возможно, девушка потратится на такси и постесняется вам сказать об этом. Если вы знаменитый фотограф, и считаете, что результат в виде фотографий покроет все расходы, то слава богу! Но в большинстве случаев фотограф не должен забывать о компенсации затрат модели на дорогу, косметику и т.п. А предложить ей термос с горячим кофе, плед — вопрос элементарной вежливости. Помните, это вам обязательно зачтётся! Для создания рабочей атмосферы вы должны войти в доверие, расположить к себе модель. Вы обязаны обеспечить ей условия, чтобы она накрасилась и переоделась. Вы не должны пялиться на неё во время подготовки к съёмке. Помните, что кроме творческого сотрудничества на время фотосессии, вас с моделью ничего не связывает. Очень важно во время съёмки постоянно разговаривать с моделью. Для модели ничего нет хуже молчащего фотографа. Скажу больше, у фотогорафа, который является дирижёром на съёмочкой площадке, буквально, не должен закрываться рот. Даже если оговорены все технические моменты, разговаривайте на нейтральные темы: о погоде, о музыке, о чем угодно… Это обязательно отразится на результатах фотосессии: это расслабляет модель, улучшает психологический климат во время работы. И модель и фотограф должны вместе работать с хорошим настроением. Если у вас неприятности в семье, на основной работе, это не должно проявляться на съёмках. 

 

И напоследок хочу обратиться к девушкам, которые подумывают попробовать себя в качестве модели. Если вы определились с кандидатурой фотографа, посмотрев его работы и полазив по форумам в поисках отзывов, смелее предлагайте сотрудничество. Имейте в виду, что результаты сильно поднимут вашу самооценку и помогут избавиться от комплексов (если они у вас есть). Фотограф обязательно покажет в своей работе ваши достоинства и скроет возможные недостатки. Не беда, если у вас нет опыта позирования. Фотограф подскажет что вам делать, как держать руки, как повернуть голову и т.д.

 

Перед первой ню-съёмкой будущие модели настраивают себя на преодоление некоего психологического барьера, но на деле всё оказывается буднично и прозаично. Съёмки, какими бы они не были — ню или любые другие — это рутинная работа, подчас утомительная и кропотливая. Главная задача фотографа — экспозиция и свет, построение кадра и реквизит… Рабочая атмосфера заставляет сосредоточиться только на работе. Фотограф во время съёмки непрерывно следит за техникой, за световым рисунком, постоянно даёт модели команды к движению для более выгодного ракурса и освещения. Словом, после первых тридцати минут монотонного процесса модель убеждается, что единственная цель фотографа — удачный кадр. С этого момента работа пойдёт легче. Кто-то из бывалых фотографов говорил, что первую кассету в камеру надо вставлять без плёнки… Съёмки подчас физически выматывают и фотографа и модель, но все мучения окупаются, когда вы видите результат — произведение фотоискусства — и радуетесь своему вкладу в его создание!