10 ошибок начинающих фотографов
Ошибка № 1: Считать, что кадр можно исправить в Фотошопе.
Фотошоп — программа очень продвинутая. Она может многое. Но если вы фотографируете при неправильном освещении, выбирая неудачный ракурс и композицию, то будет проще нарисовать в Фотошопе новую фотографию. Но стоило ли тогда фотографировать? Перед тем, как нажать на кнопку затвора, проверьте значение ИСО, которое должно соответствовать освещению, правильность экспозиции (сочетание выдержки и диафрагмы), а также отвлекающие от объекта съёмки детали (фон, посторонние предметы). После того, как вы сделали пробный кадр, внимательно рассмотрите результат на дисплее камеры. Увеличьте изображение, чтобы убедиться в наличии резкости и отсутствии сильных шумов из-за завышенного ИСО. Помните, что вы можете уменьшить значение ИСО, максимально открыв диафрагму или увеличив значение выдержки до 1/60 или 1/30 сек, жестко удерживая камеру руками или опирая её на любые предметы. При использовании штатива или монопода выдержку можно увеличить ещё больше, если объект съёмки неподвижен. Если вы не удовлетворены автоматическим балансом белого, можно в режиме Live View регулировать баланс белого вручную глядя на дисплей и направив объектив на объект съёмки.
Ошибка № 2: Считать, что фотографировать надёжнее всего в автоматическом режиме.
Как правило композиционный центр (главный объект съемки) освещен иначе, чем фон. Хотя бы потому, что он должен быть выделен на этом самом фоне. Задача фотографа выставить значение экспозиции не по фону, а по объекту съемки: например, по лицу человека, стоящего либо на темном либо на светлом фоне. Разумеется, автоматические настройки усредняют экспозицию, и при наличии слишком светлого фона притемняется всё: и фон, и лицо человека, которое может стать темным пятном. Если, наоборот, фон темный, то автоэкспозиция будет высветлять фон, и лицо может быть пересвеченным.
Отдельно надо отметить значение диафрагмы. Как известно, диафрагма влияет на глубину (или дистанцию) резко изображаемого пространства (ГРИП). Открытая диафрагма позволяет размыть изображение перед снимаемым объектом и за ним. Однако если вы делаете групповой портрет, где люди сидят на переднем и на заднем плане, то диафрагма должна быть прикрыта для одинаковой резкости лиц всех присутствующих.
Представьте, каким вы хотите видеть ваш снимок.
Например, вы хотите снять вашего ребенка на переднем плане, а изображение детей на заднем плане слегка размыть. Раскройте диафрагму (необходимо уменьшить число) и приблизьтесь к объекту съёмки на переднем плане.
Вы хотите показать своего сына в движении во время его футбольного матча? Установите сравнительно длинную выдержку (например: 1/30) и настройте диафрагму и ISO, чтобы получить правильную экспозицию. Теперь вы сможете сопровождать объективом бегущего ребенка и все неподвижные объекты вокруг него будут размыты. Используя ручную настройку, вы сами сможете решить, как будет выглядеть ваш снимок, и настроить параметры камеры. Обычно ручной режим обозначен на камере буквой «М» (manual).
Ошибка № 3: Считать, что надо иметь дорогую камеру, чтобы снимать профессионально.
На цену камеры — «тушки» (body) без объектива влияют такие основные параметры, как величина матрицы, диапазон значений ИСО и «скорострельность» — скорость срабатывания затвора. За художественность картинки отвечает объектив, поэтому никому не советую покупать «китовый» набор производителя (KIT): камеру с универсальным объективом.
Вне зависимости от стоимости камеры необходимо приобрести хороший объектив, который при бережном обращении прослужит вам долгие годы и переживет не одну тушку. Начинающим фотографам я советую купить объектив с фиксированным фокусным расстоянием («фикса») 50мм, в просторечии называемом «полтинником». Именно такой объектив был любимым у знаменитого Картье-Брессона. Хотя справедливости ради надо отметить, что знаменитый Дмитрий Зверев, по его собственным словам, полтинник недолюбливает. В отличии от зум-объективов, которые могут приближать и отдалять картинку, конструкция «фикс» гораздо проще (и дешевле!). Они резче снимают из-за отсутствия люфта зум-механизма, т. е., попросту говоря, не разбалтываются. Уже с первых кадров, радующих своей «звенящей» резкостью, новички в фотоделе воодушевятся успехом! И это очень важно. Не беда, что хороший объектив будет установлен на недорогую зеркалку. Если условия съёмки не будут экстремально темными, разница практически незаметна. Правда, отсутствие зума придется компенсировать ногами.
Ошибка № 4: снимать с одинаковым положением камеры.
Иногда необычный наклон камеры делает из обычной фотографии очень хорошую. Меняя ракурс, т.е. угол съёмки, фотограф меняет историю кадра. Поэтому подумайте, какой смысл вы собираетесь вложить в фотографию. Например, снимая улетающий в небо шарик снизу, фотограф одним кадром показывает и направление его движения, и исходную точку полета (если в кадр попадают руки человека, запустившие шарик в небо). Если вы снимаете подвижный объект, а не пейзаж, то наклон камеры может подчеркнуть динамику события.
Ошибка № 5: фотографировать со вспышкой.
Вспышка является важным элементом репортажной фотографии в том случае, когда необходимы документальные кадры в сложных, непредсказуемых условиях освещения. Но когда речь идет о художественной фотографии, для достижения художественного эффекта встроенная вспышка приносит больше вреда, чем пользы. Особенно в том случае, если она неправильно используется.
Объём кадру придает светотеневой рисунок. При использовании вспышки, закрепленной или встроенной в камере, свет падает по оси объектива, направленного на объект. При этом возникает так называемый эффект плоского освещения. Плюс к этому за ярко освещенным объектом может создаваться резкая темная тень. Если альтернативы вспышке нет, нужно её максимально отдалять от камеры. Для этого есть несколько способов: даже если вспышка закреплена на камере, её можно направлять на стены или потолок (более предпочтительно), чтобы отраженный свет падал под углом на объект съемки. Если потолки высокие или съемка ведется на улице, можно использовать компактные насадки-софтбоксы, которые надеваются на вспышку и рассеивают жесткий поток света под более широким углом. Также в некоторых камерах предусмотрена возможность закреплять вспышку не только на «горячий башмак» — штатное место на камере, но и соединять её с камерой через кабель. В этом случае фотограф в левой руке держит поднятую вверх вспышку, а камерой управляет правой рукой. В последнем случае, несмотря на стесненность в управлении настройками, свет будет падать под выгодным углом.
И напоследок: свет в природе освещает человека сверху и глаз привыкает к этому. Освещение снизу как правило выглядит неестественно, поэтому дети пугают друг друга, освещая лица фонариком снизу.
Ошибка № 6: недооценивать значение композиции в кадре.
Совершенно не обязательно размещать модель в центре кадра. Перемещение главного объекта съемки в кадре дает вам большое разнообразие изображений и развивает творческий потенциал. Центрируйте ваш объект. Красиво! Теперь разместите его в соответствии с правилом третей. Идеально! А затем, придумайте свой способ размещения модели— подойдите к композиции творчески.
Могу всем порекомендовать два приема оптимизации композиции в кадре во время обработки. Во-первых, готовый кадр, перед тем, как запустить его в свободное плавание, всегда нелишне рассмотреть, уменьшив его на экране компьютера до минимального размера. В этом случае мелкие детали становятся неразличимы и вы увидите общую композицию, которую сможете при желании скадрировать по-другому, изменить яркость или другие настройки. Во-вторых, никогда не бойтесь применять максимально плотное кадрирование. Помните, что обрезая малозначимые элементы кадра, вы сосредоточиваете внимание на главных! Если вы хотите выделить глаза модели, можете попробовать обрезать верхнюю часть головы либо по краю волос, либо по границам бровей. Разумеется в этом случае для уравновешивания композиции и снизу кадра также надо применять плотную разумную обрезку.
Правил нет. Есть лишь художественное восприятие вашей работы. Не забывайте о возможности «крутить» кадр при его кадрировании в фоторедакторе. Помните также, что диагонали и перспектива очень благотворно влияют на художественную ценность вашей работы.
Ошибка № 7: фотографировать зажатую модель.
Скованность модели сильно сказывается на результате. Можно легко определить по фото настроение модели. Если мы видим плотно сжатые губы, прямую позу, широко раскрытые глаза, симметрично расположенные руки, опущенный подбородок — все это признаки неуверенности, скованности модели.
Исправить это несложно. Если вы с моделью незнакомы, можно договориться о встрече перед съемкой за чашкой кофе, познакомиться и оговорить детали предстоящей фотосессии. Помните, что на съёмочной площадке контакт легче находить с уже знакомым человеком. Постоянное общение с моделью во время съёмки является непреложным правилом! Необходимо разговаривать о чём угодно, только не молчать! Самый худший вариант, когда фотограф фотографирует молча, периодически просматривая отснятые кадры и не выражает при этом никаких эмоций. В этой ситуации модели остается только посочувствовать. Опытный фотограф обязательно будет подбадривать модель, делать ей (или ему) комплименты, показывать удачные кадры на дисплее камеры и спрашивать мнение о них, советоваться относительно ракурса. Нелишней в студии будет фоновая музыка. Возможно, будет уместным попросить модель немного подвигаться ей в такт, потанцевать. Кадры должны быть живыми и раскованными. В них должно быть настроение.
Ошибка № 8: неподготовленность к съёмке.
Бывает так, что неожиданно садится аккумулятор или заканчивается свободное место на флешке — съёмка под угрозой.
Степень ответственности съёмок бывает разной. Одно дело, когда вы идете на прогулку в парк, захватив с собой камеру в надежде на случайный интересный кадр и совсем другое, когда вы приглашены на коммерческую съёмку, например, свадьбу. Несколько десятков человек ждут вашего сигнала к движению или позированию, вы обязаны поймать в кадр неповторимые мгновения — торжественную роспись в ЗАГСе, обмен кольцами, поздравления друзей и тут… камера перестает работать. Причин может быть много: разрядился аккумулятор, закончилось место на флешке, механические поломки. Одним словом, страшный сон фотографа.
Как избежать этого? Идеальным вариантом является одновременное наличие у фотографа двух камер с разными объективами. Помимо того, что в этом случае удается снять наиболее разноплановый репортаж, фотограф еще и страхует себя от возможных неожиданностей. Признаться один раз у меня был случай поломки затвора старенького Никона D700 прямо во время свадебной церемонии. Никто этого не заметил, потому что я продолжил съёмку исправной камерой, а сломанная просто стала запасным объективом, висевшим у меня на плече.
Фотографу необходимо постоянно носить в кармане запасную карту памяти и аккумулятор. Был случай, когда рюкзак со всем оборудованием уехал в свадебном лимузине на стоянку, а я не успел отложить в карман карту памяти. Пришлось для подстраховки оперативно перестроить настройки качества изображения на одной из камер, и вместо «сырых» файлов снимать в сжатом формате jpeg большого размера. Это увеличило резерв свободного места в несколько раз и спасло положение.
Ошибка № 9: снимать крупный план широкоугольным объективом
Вы замечали, что при съемке селфи крупным планом у вас вырастают щеки, а анфас — нос? И это не из-за того, что вы привираете. А из-за того, что в мобильной камере широкоугольный объектив. И это привносит некоторые ограничения для фотографа. Сменные объективы тоже бывают широкоугольные. При коротких фокусных расстояниях объективов (менее 50 мм) пропорции тела будут искажены, поэтому в большинстве случаев не стоит применять широкоугольник при съёмке портретов. При съёмке группы или портрета в интерьере широкоугольный объектив («ширик») вполне подойдет. Однако если вы фотографируете одного человека, при соблюдении нескольких правил использование широкоугольного объектива может быть интересным и оправданным. Главное помнить – у любого объектива нет искажений в центральной точке кадра. Поэтому при съемке человека шириком в полный рост необходимо располагать лицо модели по центру кадра или чуть выше, а уже затем в графическом редакторе думать о кадрировании. Помните, что расставленные в стороны руки могут из-за оптических свойств широкоугольного объектива «вырасти» до нереальной длины. Однако с другой стороны подобные объективы дают огромный простор для творчества! В моем наборе также есть объектив-фикса 14мм, который я очень ценю.
Ошибка № 10: необоснованно считать, что ты — хороший фотограф.
Если вы любите показать друзьям что-то из последних ваших эпохальных творений, а они дружно вас хвалят, не принимайте это на веру, особенно если на этих кадрах запечатлены те же самые друзья.
Когда стремишься к совершенству в фотоделе, очень важно выставлять свои работы на всеобщее обозрение и прислушиваться к критике в свой адрес. Критика начинающему фотографу нужна как воздух! Это глубокое заблуждение, что ты сам или твои близкие смогут объективно оценить уровень твоих фотографий.
Сначала надо зарегистрироваться на каком-нибудь известном фотосайте и выложить там пару-тройку своих работ. Когда спустя несколько дней вы вернетесь посмотреть статистику просмотров, возможно вы с удивлением обнаружите, что никто не оценил вашего шедевра. Не надо расстраиваться. Не беда, если на вашу выстраданную нетленку случайно придёт поглядеть полтора человека. Надо активнее заявлять о себе! Посещайте чужие странички, оставляйте отзывы к чужим работам, смелее высказывайте своё мнение. Очень важно не скатиться до грубой лести, чтобы автор восхваляемой вами работы не чувствовал себя обязанным отплатить вам той же монетой: прийти и похвалить вашу карточку.
Спустя несколько лет, когда вы пересмотрите и пропустите через свои глаза тысячи фотографий, сами опубликуете сотни своих карточек, вот тогда вы уже сможете более-менее оценивать достоинства своих и чужих работ, и для вас наступит Время Больших Сомнений. Вы, наконец, сможете оценить свой реальный уровень. Поверьте, он вас не порадует. Вы вдруг увидите, сколько ещё предстоит пройти на пути к Совершенству. Зато вы окажетесь на финишной прямой к успеху. Дойдёте ли вы до финиша, теперь будет зависеть только от вас: вашей настойчивости, способностей и удачи.
И помните: недостаточно снять удачный кадр. Главное — увидеть, что он удачный!
Петр Колчин