Фоторепортаж: Концерт в честь праздника единения народов России и Беларуси 02.04.15
Семен Мильштейн собирал друзей в честь Дня единения народов России и Беларуси.
Концерт получился грандиозным! Я насладился творчеством своих старых и любимых знакомых: услышал Семена, Нину Шацкую, Иосифа Давыдовича, Женю Кунгурова… Сердце замерло в благоговейном восторге перед Эдуардом Артемьевым, вышедшим на сцену поблагодарить Семена за исполнение его великой музыки из «Свой среди чужих…»
С музыкой Артемьева, как я давно уже осознал, связано очень многое в моем становлении, в моей жизни.
Раньше люди тоже ходили в кино. Я помню из своего совсем уж раннего детства, как перед вечерним сеансом в кинотеатрах работал буфет и играла живая музыка, под которую для публики пела настоящая певица. Потом времена изменились. В конце 70-х на смену оркестру пришли игральные автоматы, где за 15 копеек можно было понажимать курок ружья на шарнире или кнопку перископа, после чего в направлении каравана кораблей к горизонту с шипением уходила невидимая торпеда, оставляя на пластиковой воде пунктирный след. Поход в кино был торжественным событием. И премьеры были большим событием. Мальчишки особенно ценили приключения и фантастику. Когда я с родителями где-то в середине 70-х пошел смотреть Солярис, я ждал космических сражений с инопланетянами, погоней и стрельбой, а увидел философский фильм об общечеловеческих ценностях, который меня потряс, буквально перепахал несмотря на возраст. Много лет спустя я понял, что одним из инструментов, которым воспользовался Тарковский, чтобы донести до зрителя свои идеи и атмосферу фильма, была щемящая музыка и особенные звуки, сочиненные Артемьевым. Разумеется я, десяти-двенадцатилетний мальчишка, тогда не поинтересовался именем композитора в титрах. Но та же самая магия повторялась от фильма к фильму — везде, где поработал Эдуард Николаевич: все они были неотделимы от его музыки.
В мои школьные годы советское телевидение состояло из четырех каналов, третий из которых — учебный — по четвергам в обеденное время крутил фильмы с субтитрами. Один из фильмов — этакий советский вестерн, триумфальный режиссерский дебют Никиты Михалкова, — назывался Свой среди чужих, чужой среди своих. Фильмов с субтитрами было мало, недель в году было много и эти фильмы постепенно были выучены наизусть. Свой среди чужих я мог смотреть с любого места только ради того, чтобы услышать в конце любимую музыку, под которую комок подкатывал к горлу. И опять не читались титры, и опять имя композитора оставалось неизвестным. Но один титр, финальный, прочно засел в памяти: «Редактор субтитров С. Ээро» (как я узнал через много лет, редактором была женщина, этническая эстонка, по имени Светлана). Забавный момент: через пару лет, когда на одном из главных каналов анонсировали премьеру фильма «Свой среди чужих…», половина страны уже знала его наизусть благодаря Светлане и учебному каналу..
А дальше у меня были Раба любви (Где же ты, мечта?) и, наконец, Сибириада Андрея Кончаловского…
Был будний теплый летний день то ли 80-го, то ли 81-го года. Уже не помню почему, но я пошел на дневной сеанс в ближайший к дому кинотеатр Улан-Батор в одиночестве. Возможно кому-то 4-часовой фильм мог показаться слишком длинным, возможно неинтересным казался сюжет, отличавшийся от популярных в те времена французских комедий. Меня же с первых минут фильм поразил качеством картинки и звука. Широкоэкранные и широкоформатные фильмы я видел и раньше, но Сибириада без сомнения была эффектней всего, что я видел до сих пор на советском экране. И снова музыка Артемьева творила чудеса, проходя сквозь время, сквозь столетие вместе с героями фильма, героями нашей великой страны, заставляя плакать и гордится ею.
Ну а сегодня хочется пожелать Эдуарду Николаевичу крепкого здоровья, вдохновения и всего-всего, что создает творческую атмосферу для сочинения новых шедевров, которыми мы будем наслаждаться. Наслаждаться и гордиться, что являемся современниками и согражданами выдающегося композитора Эдуарда Николаевича Артемьева.
Возвращаясь к концерту, должен сказать, что на нем для меня были также и открытия, и откровения. Открытием стал для меня Петр Елфимов — золотой голос Беларуси! Действительно золотой! А откровением стал… Сосо Павлиашвили. Он столько лет на российской эстраде, на телеканалах… Казалось бы, что можно увидеть нового? Но в тот вечер он перевернул все мои представления о себе как о певце. Он — не просто певец. Он — актер и шоумен! То, как он выкладывается на сцене, буквально разрывая зал, стало для меня удивительной неожиданностью. Оказалось, что телевизионная картинка не может передать эмоции и страсть так, как живое выступление.
Дорогой Семен, спасибо тебе за праздник! Ждем нового обещанного тобой концерта через год!